Как вы думаете: почему мы живем не так, как «за бугром»? В чем загадка?
А нет загадки. Просто там сперва думают, а потом делают. А у нас – наоборот.
«Если нельзя, но очень хочется, то можно». «Гаси свет, завтра разберемся». «Солнце, стой! Атьдва!» И живём мы не по законам, а по понятиям. Но когда наши понятия не совпадают с законами физики, мы начинаем искать виноватого, почему-то, с применением Гражданского кодекса…
Закон – что дышло…
В наш просвещённый 21 век не так много осталось мест, где можно зарабатывать деньги умственным трудом, ничего не зная, и, главное, ничем не рискуя. Вы удивлены? Бросились искать статью в Уголовном кодексе под названием «мошенничество»? Можете не искать. Это мошенничество абсолютно безнаказанно, ибо его охраняет наше Государство. Подобно нарыву или раковой опухоли оно захватывает все больше регионов нашей страны, подрывая доверие граждан, как к квалификации дипломированных специалистов, так и к судебной системе в целом.
Называется оно «экспертиза оконных блоков».
Чтобы понять, как это произошло, придется углубиться в историю вопроса.
После того, как в августе 2006 года правительство выпустило Постановление № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», оконные блоки в квартирах, в просторечии именуемые окнами, из дома исчезли. В декабре 2004 года, в соответствии с Жилищным кодексом, окна в квартирах были, а через полтора года их не стало. Те окна, что на лестничной клетке, еще остались частью дома, так как они «обслуживают более одного помещения». На самом деле, все «с точностью до наоборот»: несколько окон обслуживают одно помещение. Какая разница!
Главное: за окна в квартирах коммунальщики больше не отвечают. А попутно, и за микроклимат этих квартир: за освещенность, вентиляцию, температуру, шум, конденсат, плесень, концентрацию углекислого газа, радона, формальдегида и… запах жареной рыбы от соседа. Все эти проблемы разом свалились на жильца, независимо от того, является он владельцем квартиры или проживает в ней по социальному найму. По мнению чиновников «жилец отвечает за санитарно-гигиеническое состояние своего жилья». Что такое «комфортный микроклимат», установленный нормативными документами, жилец не знает, ориентируясь на свои ощущения, часто обманчивые. И вот к этим-то обманчивым ощущениям и пристраиваются различные коммерческие структуры, пользуясь безграмотностью жильцов и самоустранением властей.
Ну, нарушило Закон правительство, – дело великое. Зато окна превратились в предмет интерьера, как обои, шторы или мебель, и их теперь можно устанавливать и сносить по своему вкусу – где угодно и какие угодно. Образовался и прочно занял свое место в умах россиян рынок непроектной замены окон в многоквартирных домах. Правила, которые робко декларируют жилинспекции и архнадзоры, можно спокойно не соблюдать.
Ну, не сообщило правительство, кто является собственником этих окон. По понятиям, все, что находится в квартире – собственность жильца: и балкон, и вентиляционная шахта, и батареи, и канализационный стояк. А если кто в этом сомневается, пускай заглянет в 25 статью Конституции: «Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения».
Чтобы получить судебное решение, надо подать в суд на управляющую компанию, которая будет изо всех сил доказывать, что никаких нарушений нет. Даже юристы из расплодившихся сверх меры обществ защиты прав потребителей и адвокатских контор не могут разъяснить, каков статус общедомовой собственности, находящейся в квартире. Последствия этой двойной морали постоянно проявляются в судебных делах.
Эксперимент на себе
Допустим, решил человек сделать в своей квартире евроремонт. Как положено, не хуже чем у соседа. Начал с весны, чтобы к осени закончить. Ну, там, полы, потолки, стены, выключатели, плиту, стиральную машину… Нанял бригаду отделочников, объяснил им, что к чему, и заказал «пластиковые стеклопакеты» на всю квартиру, включая балкон. Перегородку между балконом и квартирой снес, батарею развернул и нарастил. Остальные батареи заменил на красивые узенькие («не то, что эта чугунная мерзость»). На кухне завел трубу от вытяжки над плитой в вытяжное отверстие, в санузел встроил вентиляторы, включающиеся вместе со светом, вытяжную шахту подрезал и вставил туда холодильник. Межкомнатные двери – в аккурат до пола, тютелька в тютельку, комар не проскочит! Красота!
Все бы хорошо, но, как выяснилось, комфорт физический далеко не всегда совпадает с комфортом душевным. Вентиляция квартиры оказалась перекрыта в 3-х местах: на притоке герметичными окнами, на перетоке плотными межкомнатными дверями и на вытяжке – трубой от надплитного воздухоочистителя и вентиляторами в санузле, не считая такого же холодильника в вытяжной шахте у соседа сверху.
И тут, как всегда неожиданно, пришла зима. И из окон явно задуло. Аж занавески зашевелились. Особенно – остекление бывшего балкона. А когда еще холоднее стало на улице – вообще кошмар: конденсат потек и наледь пошла по стеклам. Человек, серьезно так, звонит в оконную фирму, мол, вы чего мне тут понаставили? Приходят «сервисники», переводят регулировки в «зимний режим». Наледь и дутье только усиливаются. Человек обзывает мастеров нехорошими словами, они – его. Все. «Процесс пошел».
«Пистолетов пара, две пули – больше ничего вдруг разрешат судьбу его». Вот только со времен, описанных Александром Сергеевичем, прошло без малого 200 лет. И пошел наш будущий истец не к секунданту, а… в общество защиты прав потребителей, которое быстро оценило в рублях весь его благородный гнев. Причем только первый этап.
Ему по закону положено написать претензионное заявление и дождаться ответа, но оно стоит меньше, чем исковое. Так зачем мелочиться? Сразу подаем в суд. И в исковом заявлении для усиления эмоционального воздействия обязательно нужно несколько раз упомянуть, что дефекты существенные. Но одних эмоций недостаточно: чтобы расторгнуть договор, нужно, чтобы товар имел какие-то дефекты, желательно неустранимые. Стало быть, нужна экспертиза. И проводить ее должен эксперт, лучше – не простой, а сертифицированный.
Комментарии