В доме, называемом «Future Evolution House» (Развивающийся дом будущего), на окраине Вены, футуролог Маттиас Хоркс вместе со своей семьей изо дня в день ищет оптимальную концепцию жилья и жизни на пересечении таких понятий, как Человек, Техника и Природа. Ниже представлено интервью, которое господин Хоркс дал австрийскому журналу «Вюстенрот Магацин».
На чём стоит заострить внимание, говоря о жилище? Или в какой области каждый из нас может приложить свои усилия?
Хоркс: «Существуют две темы, которые будут важны в будущем в сфере жилья. С одной стороны – это вопрос энергосбережения, а с другой стороны – вопрос технического оснащения. Мы все живем в домашнем пространстве, которое напичкано электроникой. Раньше наличие бытовой техники значительно облегчало ведение домашнего хозяйства, – все задумывались о приобретении стиральной машины, пылесоса или холодильника, но сейчас появилось ощущение, что практическая ценность техники снижается. Техника становится дешевле, но при этом она чаще ломается. Кроме того, не всегда предметы бытовой техники и электроники совместимы друг с другом, что рождает определенные проблемы. Основной вопрос технического обустройства дома остается нерешенным: стоит ли приобретать все новые электронные управляющие системы? Неужели элегантной и инстинктивно понятной техники, которая эстетично выглядит и которой легко управлять. Мы хотели бы создать дом, похожий на iPad: один клик, и все работает! Перед нами стоит еще много задач, и мы активно ищем пути их решения. Именно поэтому наше детище носит название «Future Evolution House» (Развивающийся дом будущего).
|
В «Развивающемся доме будущего» больше внимания уделяется не каким-то фантастическим идеям, а текущей диагностике, – тому, что можно усовершенствовать и адаптировать уже сегодня, в настоящем времени. Важно понять, что требует постоянного анализа и уловить, какие новые возможности у нас появились по сравнению с нынешними условиями проживания.
Хоркс: «Нас интересуют взаимоотношения между человеком и техникой. Зачастую социальные тенденции считаются более важными, чем технические или строительные. Например, традиционные роли мужчины и женщины меняются. Как это явление влияет на архитектуру дома или квартиры? Кухня превращается в своего рода гостиную, где готовят пищу, – она сливается с жилой комнатой и выходит наружу, становится публичным помещением дома. Поэтому мы построили в центре нашего дома «гостиную» – открытое помещение для чтения, встреч, приготовления пищи и разговоров. Ванная комната раньше была всего лишь «комнатой гигиены». Теперь это место для расслабления, релакса, умиротворения. Мы больше не хотим видеть там холодный кафель. Можно ли обойтись в ванной без кафеля? Можно ли поставить в ванной диван для чтения? Конечно же, можно! А как создать условия для работы дома, если в семье есть дети? В «Развивающемся доме будущего» возможно все, в том числе поддерживать комфортный рабоче- жизненный баланс».
В «Развивающемся доме будущего» энергетический аспект проработан эстетически и функционально. Что вы понимаете под данным утверждением?
Хоркс: «Честно говоря, большинство строительных решений, связанных с возобновляемой энергией, мы находим неприемлемыми. Почему голубые солнечные батареи нужно обязательно устанавливать отдельно на крыше? Почему их нельзя интегрировать в отделку фасадов, как внешнюю облицовку, или использовать как материал крыши, или даже задействовать в качестве окон? Последнее считается дорогим удовольствием. Но сейчас мы имеем элегантные фасады с фото- электрическими элементами, которые выпущены берлинской фирмой Sulfurcell. Наш энергетический узел в подвале мы называем «основное ядро». Он не спрятан и не замурован в стенах, – все открыто, находится за стеклом. Когда аккумулятор тепла заряжен, то в саду горят зеленые LED- лампочки. Это вид обратной связи, который говорит жителям дома: мы находимся в зеленой зоне. Это наглядное отражение энергии».
Вы говорите, что будущее принадлежит энергосетям, т.е. таким домам, которые, как и «Развивающийся дом будущего» большую часть времени работают, как маленькая электростанция. На чем основано это утверждение?
Хоркс: «Эта техника будет становиться все дешевле и все доступнее. При помощи преобразователя Стирлинга вы уже сегодня можете всю электроэнергию для себя производить самостоятельно и даже продавать ее. Эта энергия станет доступна для домашнего использования и может быть использована для отопления многоквартирных домов или целых поселков. Мы полагаем, что время централизованного снабжения от огромных электростанций уже проходит. Нам следует развивать новые формы энергетической кооперации и «разумных» сетей, если мы хотим уйти от использования энергии, получаемой за счет ископаемых ресурсов, или от атомной энергии. На примере нашего экспериментального дома мы пытаемся сделать этот тренд более популярным».
В отличие от классических пассивных эко-домов ваш «Развивающийся дом будущего » может сам производить энергию – посредством накопления тепловой энергии или энергии от сжигания материалов. Как можно представить себе этот процесс? В чем преимущество известных пассивных систем?
Хоркс: «Пассивный дом пытается избежать потерь энергии путем применения огромного количества материалов. Это прекрасно, но иногда заходит слишком далеко и приводит к определенным архитектурным ограничениям. Например, мы хотим иметь в доме стеклянную стену, хотим жить на природе – прямо в саду. Но при этом мы не сможем быть такими же эффективными, как если бы мы жили в пассивном доме с каменными стенами со всех сторон. Мы делаем ставку на разумное использование энергии в смысле ее производства. У нас большая крыша, и когда солнечные батареи смогут быть просто «напечатаны» на ней – это только вопрос времени.
Вы верите в разум технологий. А что случится, если вы поймете, что какой-то определенный автоматизированный «домашний помощник» (прибор или машина) окажется бессмысленным? Он будет заменен на другой, чтобы протестировать новый?
Хоркс: «Для нормального ведения хозяйства используется порядка 12 000 вещей. Мы пытаемся сократить это число где-то на треть. Например, существует восемь различных видов штопоров. Большинство из них представляют собой чудовищные механизмы. Сейчас мы имеем один единственный штопор и покупаем вино в бутылках с завинчивающейся крышкой. У нас хранятся безобразные кухонные комбайны, про которые мы думаем, что они «когда-нибудь» будут еще раз извлечены из чулана и использованы. Их все следует отправить на заслуженную переработку. Возле дивана лежат обычно аж три пульта дистанционного управления с многочисленными кнопками. У жителей нашего дома под рукой находится только iPad, который в беспроводном режиме связан с громкоговорителями, и при помощи которого, если вы хотите, то сможете управлять системой отопления. Чем меньше техники, тем лучше, – мы постоянно в этом убеждаемся. Многие дома засоряются многочисленными вещами, которые требуют внимания, обслуживания, ухода. Да здравствуют концентрация, созерцание и… свалки!»
В концепции дома будущего рабочая зона, зона для сна и гостевая отделены друг от друга. У современного же человека эти зоны перетекают одна в другую. Используемый в вашем доме «мембранный» принцип должен, тем не менее, позволять в некоторые моменты разделять пространство, а затем снова объединять его. Как конкретно это реализуется?
Хоркс: «Уже существовал опыт применения открытых и супер- гибких мобильных жилых архитектурных форм, где посредством сдвижных стен и полностью открытых пространств достигается опре- деленная гибкость и вариативность. Но этот опыт потерпел неудачу. Причина в том, что люди стремятся к постройкам в форме пещер или даже кокона. Мы учли это в работе над нашим проектом, и постарались найти компромисс в данном вопросе. Иногда человеку хочется уединиться, иногда, наоборот, встретиться с кем-то, и хороший дом должен позволять человеку и одно, и другое. Поэтому мы построили отдельные «контейнеры». Как в космическом корабле, в доме есть отсеки – детский, рабочий, спальня, гостиная, – разделение происходит посредством тяжелых сдвижных дверей. Но есть возможность соединения некоторых пространств. Например, между прихожей и гостиной находится «стеклянная мембрана» – стекло, которое при помощи специального переключателя может стать либо прозрачным, либо глу- хим. Если стекло открыто и прозрачно, то это сигнализирует о том, что общая гостиная не занята и может быть в распоряжении жильцов. Ну а если стекло закрыто, то, наверняка, у нас в гостях друзья, с которыми мы уединились, чтобы поболтать. Стены тоже могут взять на себя социальные функции, – примером служит то, что мы называем «социотехника».
|
В 2050 году по прогнозу ООН 70% всех людей будут жить в городах. Почему же для создания дома будущего вы осознанно выбрали окраину? Демографические изменения и изменение климата будут ли оказывать влияние на условия жизни людей и, если да, то какое?
Хоркс: « Мне кажется, эта фраза принадлежит Тухольскому: «…мы все хотели бы жить так, чтобы за входной дверью у нас была оживленная торговая улица, а веранда выходила бы на уединенное озеро». И мы можем осуществить эту мечту тут, в Вене. За нашим домом начинается Венский лес, с крыши мы можем видеть Собор Штефана или район Инненштадт, до которых на трамвае или автомобиле придется добираться 25 минут. Это привилегированное местоположение. Но в будущем города станут еще лучше – значительно более зелеными, чем раньше. «Гринполисы» будут отличаться именно зеленым центром. Новые формы поселков и городов отойдут от многоквартирных густонаселенных домов, а будут стремиться к садовому окружению с грядками для овощей на крышах. Проезд автомобилей в поселки будет запрещен. На юго-западе Германии в городах Фрайбург или Тюбинген уже сегодня есть такие районы, где люди живут, работают и проводят свой досуг. Био-ресторан, дом престарелых и детский сад интегрированы и располагаются в одном месте. Это будущее.
Наш дом – это прототип контейнерного способа строительства, который позволяет гибко подстраиваться под текущую фазу жизни и размер семьи. Это своего рода конструктор LEGO, который можно использовать как в городе, так и в загородном строительстве».
Комментарии