Галльский поселок, основанный в III веке до нашей эры, затем – римский город, переименованный в Паризиус в IV веке нашей эры, столица франков с 508 года, и наконец Франции с конца XII века - Париж превратился из отдаленного городка в одной из римских провинций в один из самых процветающих городов, родину одного из первых университетов в мире и, наконец, в глобальный экономический и культурный центр, в котором все, что является типично французским, сосуществует с положением мирового города, метрополии.
|
Во многом определяемое укреплениями и городскими стенами, начиная с XVII века концентрическое расширение территории Парижа постепенно набирает обороты. Авеню Дворца Тюильри (будущие Елисейские Поля), построенная Людовиком XIV, служила для сообщения Парижа с Версалем. В 1794 году план города предполагал разделение городских кварталов магистралями и площадями. А в промышленную эпоху растущая потребность в перевозке людей, материалов и товаров вылилась в создание трех каналов, за которыми последовала первая железнодорожная линия. Строительство железных дорог дало импульс к возникновению новых районов с железнодорожной станцией в центре, что позднее привело к сегрегации между жилыми районами, развивающейся инфраструктурой и промышленными анклавами. Хорошими примерами такого развития можно назвать район Париж Норд-Эст и, в частности, склад Macdonald.
Беспрецедентная модернизация пришлась на период между 1852 и 1870 годами под руководством префекта Сены барона Османа по заказу Наполеона III. Так называемая «Османизация» во многом определила тот образ Парижа, который нам знаком. Возникали новые улицы, пробиваясь сквозь плотно застроенные кварталы. Осман наметил несколько целей: украшение города путем создания перспективы; замена извилистых аллей на прямые, широкие улицы, дающие воздух и свет что позволяло легче справляться с уличными беспорядками.
Еще одним важным решением стала организация транспорта для облегчения доступа к железно-дорожным станциям, так что путешественники направлялись «прямиком в центры торговли и удовольствия» без заторов или аварий. Инженер Эжен Бельгран построил огромную канализацию и акведуки, которые, наконец, принесли достаточное количество воды в Париж. Очень дальновидным решением было включение пригородов в город, тем самым увеличив его территорию более чем вдвое. Интересно, что первые идеи Большого Парижа также возникли в голове Наполеона III.
Архитектура для городского прогресса
XIX век дал Парижу несколько самых блестящих умов, объединивших архитектуру и инженерию. Среди них Анри Лабруст, чья Национальная библиотека – прекрасный пример использования литых конструкций – оказала влияние на будущее архитектуры. Первый большой общественный рынок был построен в Париже, также как и первый современный универмаг Le Bon Marche , построенный по проекту Гюстава Эйфеля. Всемирные выставки стали толчком к созданию Эйфелевой башни, построенной в 1889 году, и инициировали инженерные свершения в стеклянно-железных конструкциях Galeries des machines (Галерея Машин).
Рост строительства доступного жилья – это очередная глава истории Парижа, начавшаяся в то время. С первым законом о социальном жилье, принятым в 1894 году, эта миссия была продолжена в начале 1900х Луи Бонье и Полем Жюйера, которые стремились предложить альтернативу нездоровым условиям жизни того времени. Разработка недорогих готовых строительных элементов породила большие жилые комплексы или ‘grands ensembles’.Построенные в период между 1950 и 1973 годами за пределами центра столицы, они дали достойное жилье для тысяч обездоленных людей, но изоляция этих комплексов привела к появлению целого ряда социальных проблем, которые в Париже начала XXI века до сих пор не решены. Город восстанавливает изолированные районы; расширяет и модернизирует свои транспортные сети, а также стремится к стимулированию социального разнообразия, формируя смешанные поселения во всех районах.
В 1960-е и 1970-е годы в Париже прошел ряд городских экспериментов на основе модернистских концепций, например, частично завершенный план сноса периферийных районов для замены их на современные, рациональные проекты. 5 «новых городов» были построены вокруг Парижа, чтобы разгрузить столицу. Разработанные как сочетание города и природы и оснащенные крупными общественными объектами, они не были городами мечты и сейчас подвергаются пересмотру в рамках проекта «Большой Париж». Это также можно назвать неординарным мероприятием, способствующим большей согласованности между центром и периферией во имя создания «общей Метрополии».
Комментарии